Сегодня с нарушением репродуктивного здоровья сталкиваются все большее количество семей, все чаще женщины прибегают к помощи соматической медицины и психотерапии по вопросам зачатия, вынашивания и рождения детей. Зачастую причинами нарушения репродуктивного здоровья помимо физиологических выделяют социальные и психологические факторы, которые оказывают негативное влияние на процесс зачатия, вынашивания, течение беременности и родоразрешение, а также послеродовой период. Все чаще медицина «разводит руками» при диагностике и установлении причин так называемого функционального бесплодия, связывая данный феномен с психоэмоциональными факторами. По мнению ряда авторов, 1/3 женщин, стоящих на учете в женских консультациях, страдают бесплодием «неясного» генеза, т.е. причины не устанавливаются и не относятся к сфере соматического здоровья. В последние десятилетия отмечается непрерывный рост случаев бесплодия. Так, бесплодие в браке находится в пределах от 5 до 50% в различных популяциях. Женский фактор бесплодия составляет более 50% у супружеских пар, невынашивание встречается в 10-25%случаев, а каждая пятая желанная беременность прерывается.

В России исследованиями нарушения репродуктивной сферы активно занимаются с 90-х годов 20 в. и изучаются как психосоматические, так и психотерапевтические аспекты нарушенной репродуктивной функции, в частности зачатия и беременности. Многочисленные данные исследований позволяют говорить о корреляции психологических особенностей женщин и разных форм нарушения репродуктивного здоровья (нарушения менструального цикла, гинекологические заболевания, невынашивание, бесплодие, задержки внутриутробного развития ребенка, гестозы, миомы и т.д.) Также имеются данные о необходимости проведения мероприятий по психокоррекции и психологической поддержки женщин с нарушениями в репродуктивном здоровье, и о их позитивных результатах. Учет индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей женщин с нарушением репродуктивной функции позволяет оказать более квалифицированную и полноценную помощь как женщинам на этапе планирования беременности, так и беременным женщинам при установлении патологий беременности, а также организовывать мероприятия по лечению бесплодия.

Психологический аспект нарушения репродуктивного здоровья женщины включает целый комплекс факторов как социального, так и индивидуально-психологического характера. К социально-психологическим факторам в России можно отнести следующие особенности: снижение возраста вступления в интимную жизнь и низкий уровень информированности и профилактики нежелательной беременности (отсутствие таких понятий как инициация женщины, вступления во взрослую жизнь и материнской функции); увеличение возраста совместного проживания с родителями (вопрос сепарации от родителей); зачастую молодые семьи вынуждены испытывать дискомфорт от совместного проживания с родителями и/или прародителями в небольших по метражам квартирах (низкие материальные и плохие жилищные условия); несформированное материнское поведение, нежелание иметь детей, неудовлетворительные отношения в рамках родительской семьи, разводы родителей (до 12 лет); уменьшение количества детей в семьях, в связи с чем первый опыт взаимодействия женщины с младенцем – это опыт общения с собственным ребенком; снижение ценности брака и семьи; невозможность или сложность освоения и реализации социальной роли матери у женщин (вопросы социальной и материнской идентичности женщины); тенденции к увеличение количества семей/пар с жизненной позицией «чайлдфри»; снижение качества жизни; нарушения эмоциональной и сексуальной сфер жизни; противоречия между стремлением к профессиональной деятельности, карьерному росту и материнством; трудности самовыражения и социальной адаптации.

Интересное видение проблемы нарушения репродуктивной функции дает ряд авторов (в том числе и по психосоматическим расстройствам), в частности Лиз Бурбо, говорит о том, что метафизический смысл такой болезни как бесплодие может являться необходимым опытом в жизни. Например, некоторые хотят иметь ребенка только потому, что «так надо и так принято», или потому, что родители/родственники оказывают давление и торопят с рождением детей, или потому, что некоторые женщины хотят родить ребенка только ради того, чтобы почувствовать себя женщинами. Для них бесплодие является необходимым опытом, так как они учатся любить себя и чувствовать себя счастливыми, не имея ребенка. Часто желание иметь ребенка есть, но страх его пересиливает. Таким образом, бесплодие может быть проявлением вытесненных страхов, представлений, комплексов и неразрешенных конфликтов. Бесплодие проявляется также у тех, кто обвиняет себя в непродуктивности, не получает положительных результатов в каких-либо сферах деятельности и жизни.

К индивидуально — психологическим особенностям женщин с нарушениями репродуктивного здоровья можно отнести:

  • Несформированное чувство материнства, т.е. негативный опыт в отношениях с собственной матерью и семьей (нарушение в онтогенезе материнства), когда формируется аффективное и девиантное материнское поведение. Зачастую на несформированное чувство материнства влияют не включенность и эмоциональная холодность матери в процессе ухода, заботы и развития ребенка как на стадии внутриутробного развития, так и на послеродовом этапе (в том числе, и послеродовая депрессия), жесткое, авторитарное поведение матери, материнские фрустрации, эмоциональное неприятие, неучастие матери в эмоциональной жизни (нет чувства близости с ребенком, сопричастия), несформированная привязанность в диаде мать-дитя, неудовлетворенность матери своей материнской ролью. А также конфликтные и тяжелые взаимоотношения внутри семейной системы, психотравмирующие факторы и стрессовые ситуации внутри родительской семьи.
  • Базовое недоверие к окружающему миру (Э.Эриксон, Д.Винникот писали, что чувство доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой материнской заботы) и как следствия — повышенное желание контролировать все вокруг, чрезмерное планирование, неприятие нового, психологическая негибкость, враждебность, негативные эмоциональные оценки, напряженность, тревожность, чувство опасности от мира и контактов с другими людьми, сложности в коммуникации.
  • Искаженная и незрелая полоролевая и возрастная идентичность, психологический инфантилизм и как следствие неуверенность в себе, неустойчивая самооценка, «застревание» на негативных эмоциях, искаженный образ собственного «Я».
  • Дезадаптивные способы разрешения внутренних и внешних конфликтов, в том числе по пути соматизации и ухода в болезнь.
  • Неконструктивные психологические защиты и их незрелость, низкая стрессоустойчивость, высокая степень тревожности, склонность к агрессивным, депрессивным реакциям и отыгрыванию.

Зачастую у женщин с нарушениями в репродуктивном здоровье наблюдается негативно окрашенное представление о будущем материнстве и взаимодействии с ребенком, что отрицательно сказывается на самочувствии и психологическом фоне женщины еще на стадиях планирования и подготовки к беременности и родам. У женщин могу появляться различные страхи будущих изменений как в своем теле, так и в их жизни, непринятие себя и свой будущей роли матери, негативный образ собственного материнства. Поэтому огромное значение имеет проведение психокоррекционной работы и психологической помощи. Данные психологические мероприятия должны носить целостный и мультимодальный характер, должны быть ориентированы на личностные и психологические особенности женщин, направлены на коррекцию дезадаптивных личностных, эмоциональных, мотивационно-волевых характеристик, учитывать характерологическую и социальную специфику. Основными задачами психологической помощи женщинам с нарушениями репродуктивного здоровья должна быть всесторонняя поддержка, максимальная степень открытости и информированности о том, что, как, почему происходит и что с этим делать, привлечение к работе родных и близких с целью формирования позитивного опыта материнства, значимости ребенка как жизненной ценности, разрешения внутриличностных конфликтов и гармонизации отношений как с самой собой, так и со значимыми людьми в реальной жизни.

Литература:

1)   Блох М.Е. Личностные и социально-психологические характеристики женщин репродуктивного возраст с гинекологической патологией на этапе планирования беременности // Автореферат диссертации на соискание степени кандидата медицинских наук. – СПб.: типография СПб НИПНИ им В.М.Бехтерева. – 2012. – 31 с.

2)   Бурбо Л. Твое тело говорит: люби себя. — М.: «София», ИД «Гелиос», 2002. – 184 с.

3)   Рябова М.Г. Индивидуально-психологические особенности женщин с различными типами нарушения репродуктивной функции //Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2013. – N 9(125) [Электронный ресурс].

4)   Филиппова Г.Г. Психология репродуктивной сферы человека: методология, теория, практика // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. – N 6(11) [Электронный ресурс].